Наталья Бальжатова,

консультант отдела использования

документов и методической работы

УЦГА АС КБР

 

ПЕРВЫЕ ТАНКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

(по документам УЦГА АС КБР)

 

В сентябре 2016 года исполняется ровно сто лет с момента использования на театре военных действий нового вида боевой техники - бронированных машин на гусеничном ходу, а иначе говоря, танков. Впервые танки были применены английской армией против немецких войск во время Первой мировой войны 15 сентября 1916 года. Знаменательное сражение с применением нового оружия, ныне известное как «Битва на реке Сомме», произошло во Франции. Оно длилось четыре с половиной месяца и окончилось пусть и небольшим, но продвижением войск союзников вглубь немецкой обороны.

Первые английские танки модели «Маrk 1» внешне мало походили на танки в привычном понимании этого слова. Они были ромбовидной формы, неуклюжие и огромные - длиной около 10 м, с двигателем без  глушителя и экипажем, состоявшим из 8 человек. Сзади корпуса располагались два железных, как у телеги, съемных колеса, выполнявших роль руля. Максимальная скорость танка составляла всего 6 км/ч. Температура на борту нередко накалялась до 50 градусов. А постоянная гарь, выхлопные газы и жара вынуждали танкистов даже в разгар боя останавливать и покидать машину, чтобы сделать глоток свежего воздуха. Благодаря длинным гусеницам, танки могли преодолевать окопы шириной 2,7 м и легко сминали заграждения из колючей проволоки. Широко использовавшиеся в Первой мировой войне пулеметы и винтовки оказались бессильными против бронированных машин. Танки выглядели устрашающе, издавали жуткий лязг и скрежет, и на первых порах оказывали сильное психологическое воздействие на войска противника. Вместе с тем, у первых машин имелся ряд недостатков, среди которых: уязвимость от крупнокалиберных артиллерийских орудий, малая маневренность, низкая скорость, слабая проходимость и неудобство в эксплуатации. Их двигатели легко выходили из строя.

Весть о новом оружии быстро облетела все фронты Первой мировой. Дошла она и до Кавказской туземной конной дивизии, воевавшей в то время  на Румынском фронте. Личному составу Кабардинского конного полка 2 мая 1917 года  был зачитан приказ командира полка о применении танков на поле боя.

 Данный документ сохранился в составе архивного фонда УЦГА АС КБР, в связи с чем мы имеем возможность опубликовать его на нашем сайте.

 

ПРИКАЗ

 

 Кабардинскому конному полку № 123 2-го Мая 1917 года

м. Копайгород

 

...ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ

1.

         Объявляю копию приказа Кавказской Туземной конной дивизии 25-го Апреля 1917 года за № 04.

         «При сем объявляю для сведения приказ Армиям Румынского фронта от 10 Марта 1917 года № 08.

         «В сентябре 1916 г. на английском фронте нашими союзниками впервые были применены особые бронированные автомобили, так называемые «танки». Последние отличаются от обыкновенных бронированных автомобилей как по своим размерам и мощности, так и по способу передвижения. Английский «танк» представляет из себя прямоугольный броневый корпус, зажатый между двумя броневыми овальными коробками, по окружности которых ходят две широких плоских суставчатых ленты, заменяющие колеса и дающие возможность машине передвигаться («ползать») без дорог пересеченной местности и по мягкому грунту, причем сравнительно большие уклоны, широкие канавы, окопы, проволочные заграждения и другие препятствия, до небольших каменных стен включительно, «танком» свободно преодолеваются; скорость хода их около 6 верст в час. Вооружение английских «танков» состоит из нескольких пулеметов и двух малокалиберных скорострельных пушек, установленных в двух броневых башенках, приделанных по бокам машины. При наступлении «танки» двигаются редкой цепью, а непосредственно за ними наступает пехота.

                По имеющимся сведениям наши противники, германцы, предполагают применять подобные же бронированные автомобили, главным образом, на нашем фронте, рассчитывая произвести ими особо сильное впечатление на русских.

         Вследствие сего приказываю предупредить войска о возможности применения противником этого нового типа оружия и объяснить  нижним чинам способы борьбы с «танками», дабы быть в состоянии отразить их даже при самых неблагоприятных условиях – как неожиданная атака под прикрытием ночной темноты или густого тумана на большом протяжении нашего фронта.

            Сведения о подробностях устройства германских «танков» очень скудны. Пока замечены (в лагере у Ульма) следующие два типа танков:

         1) Малый тип – низкая машина на малых колесах, представляющая более или менее незначительную цель. При управлении огнем пулеметов, прислуга должна находиться в лежачем положении, или стоять на коленях.

                2) Второй тип – большого размера, величиной с железнодорожный вагон. Он очень широк, имеет высокую заднюю часть с наклоном вперед в 35° и снабжен 3 парами колес, на которые надет бесконечный ремень. Для перемены скорости имеется специальный гидравлический аппарат. Место для вожатого находится в задней части танка.

         Броневые автомобили большого типа вооружены спереди 2-мя малокалиберными скорострельными пушками (по некоторым донесениям двумя пулеметами 22 м.м калибра) и, кроме того, имеют два пулемета обыкновенного калибра около места вожатого и по два пулемета по сторонам машины. Согласно некоторых донесений, «танки» большого типа снабжены, якобы, аппаратами для действия удушливыми газами.

                Главное средство борьбы с «танками» - это артиллерийский огонь, которым их надо остановить возможно раньше, не допуская до наших проволочных заграждений. Также можно остановить движение танков устройством широких и глубоких рвов. Если же им удастся все-таки приблизиться к окопам, то метать в «танки» ручные гранаты, связывая их, для более сильного действия, по несколько штук вместе (штук по 8), причем рукоятки гранат, за исключением одной, должны быть отняты. Особенно для сего пригодны ручные гранаты системы Новицкого, обладающие большой разрушительной силой.

         Необходимо иметь в виду, что «танки», по своим размерам представляют весьма уязвимую цель, а потому подход их к позициям совершается, обыкновенно, ночью, а самая атака производится с рассветом, причем главная опасность атаки заключается не в самых «танках», а в пехоте, продвигающейся непосредственно за «танком», для которой последние делают проходы в проволочных заграждениях; эту пехоту надлежит нам самим атаковать и истребить ее или отбросить, применяя при этом заградительный огонь артиллерии.

                Сам же «танк» ничего взять, а тем более удержать не может. Действие его чисто местного характера и подобно снаряду большого калибра, медленно продвигающемуся вперед и разбрасывающему на своем пути осколки, «танк», в конце концов, сам собою должен остановиться, вследствие израсходования патронов, запас коих не велик, и недостатка бензина, и тогда он неминуемо станет трофеем пехоты, стойко выдержавшей наступление «танков».

         Необходимо также иметь в виду, что «танк» машина и притом весьма сложная, а потому всегда может отказать в действии, особенно под влиянием нашего артиллерийского огня, даже 3-х дюймового калибра. Если «танки» не сопровождаются пехотой, то в качестве  пассивного средства, при прохождении «танками» наших окопов рекомендуется ложиться на дно окопов, находясь где, наша пехота явится целью для «танка», совершенно недосягаемой.

         Для успешности отражения атак противника при содействии «танков» приказываю теперь же приступить к разработке и организации мер, как по наблюдению, так и по артиллерийской обороне участков. В плане артиллерийской обороны участков, должны быть назначены батареи, которые будут вести огонь по «танкам», и батареи для поражения наступавшей за «танками» пехоты, причем при распределении батарей,  для борьбы с «танками» назначать по возможности все гаубичные и тяжелые батареи и небольшую часть легких батарей, оставляя большую часть последних, преимущественно для отражения пехоты с применением опять-таки заградительного огня. Артиллерийскую стрельбу по «танкам» надлежит вести исключительно гранатой и бомбой, сосредотачивая на заранее намеченных и пристрелянных рубежах местности, через которые должны пройти машины, огонь возможно большего числа батарей. Огневые рубежи следует наметить по впереди лежащим предметам и обязательно пристрелять, имея в виду необходимость остановить «танки» возможно дальше от нашей позиции, никоим образом не допуская их к проволочным заграждениям.

         Войскам во время подобных атак надлежит оставаться на своих местах, отражая заградительным артиллерийским, пулеметным и ружейным огнем наступающую за «танками» пехоту противника и применяя все имеющиеся средства, как-то: минометы, бомбометы и ручные гранаты для повреждения и остановки бронированных машин на близких дистанциях. Если во время указанных выше атак, по мнению ближайших пехотных начальников, будет признано необходимым временно очистить часть окопов, на которые непосредственно направлен «танк», то пехоту надлежит перемещать на усиление соседних участков, с которых и переходить в контр-атаку во фланг прорвавшейся пехоте противника.

                ПРИЛОЖЕНИЕ: 2 рисунка «танков» (вид спереди и сбоку) и 2 схемы. (Рисунки к документу не приложены – Н.Б.)

Подписал: Помощник АВГУСТЕЙШЕГО Главнокомандующего армиями Румынского фронта, Генерал-от-Кавалерии Сахаров. Вр. Командующий дивизией, Генерал-Майор Князь Гагарин».

         ...Подлинный подписал: Вр. Командующий полком, Подполковник Князь Амилахвари.

Верно:

Полковой Адъютант, Корнет Николайчик

УЦГА АС КБР, ф.И-20, оп.1, д. 48, лл.2-3.

                                                         

http://1.bp.blogspot.com/-VrHMa3XRcvA/UTYRrD6HXsI/AAAAAAAABzM/jVTo-hK33Vk/s1600/m2.png

Первый британский танк Mark I

 

  

 

 

 

 

 

 

http://rusplt.ru/netcat_files/userfiles3/Somme_Battle_vrez4_600.jpg

Танк Mark I, 15 сентября 1916 г.

http://3.bp.blogspot.com/-Jm8ugC0YSUQ/UTYS0x2--0I/AAAAAAAABzc/3KVezlBs6ko/s1600/m3.png

Британский танк преодолевает проволочные заграждения

немцев в районе наступления на реке Сомма

 

 

http://2.bp.blogspot.com/-X-ZTxKnqf00/UTYSAEb5HBI/AAAAAAAABzU/NASLqyvPW_c/s1600/m1.png

Британский танк Mark I после наступления на реке Сомма.

25 сентября 1916 г.

 

Фотографии с сайтов: http://thebestartt.com/tank-mark-1

http://tankyvbou.blogspot.ru/2013/03/1916.html

http://rusplt.ru/ww1/history/tanki-na-krovi-15096.html

 

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Горького, 13.

факс (8662) 76-04-26

e-mail: archives_kbr@mail.ru