Ф.Ф. Темботова

                                                                                                                 Ведущий специалист-эксперт

                                                                                                   отдела информационно-аналитической работы

К юбилею первого выпуска курсантов Ленинского учебного городка

 

Невозможно обойти юбилейную дату, посвященную первому выпуску курсантов Ленинского учебного городка, который состоялся 14 января 1926 года.

Не каждый современный молодой человек может рассказать, что такое ЛУГ, но у наших современников имеется, к счастью, очень богатый арсенал: это книги, справочники и конечно глобальная паутина «Интернет», которая позволяет легко найти какую-либо информацию, с помощью нажатия кнопки. Для детей двадцать первого века, в эпоху современных технологий это обычное, естественное явление- поиск информации по «Интернету», но не всегда возможно ее найти или оказаться  достоверной.

Зарождение образования на Северном Кавказе происходило в сложнейших условиях. Уже в первые годы советской власти  велась огромная работа по борьбе с неграмотностью и внедрением обязательного образования  в широкие массы.   Для достижения этой цели создавались классы, школы, избы-читальни, ликбезы и т.д., и, наконец, одним из самых значительных шагов в этом направлении, того времени стало создание Ленинского учебного городка.  В его состав входила школа коммуна и совпартшкола. ЛУГ готовил национальные кадры для партийных, советских органов, учреждений, организаций и предприятий.

С 1925 года структура Ленинского учебного городка меняется, и образуются новые актуальные для того периода направления: сельскохозяйственный, кооперативный, педагогический, медицинский, ремесленно-кустарный техникумы, школы ликвидации неграмотности и пионерский дом. В 1926 году ремесленно-кустарный техникум преобразуется в профессионально-техническую школу. Более подробно кооперативный техникум состоял из двух отделений организационно-хозяйственного и кооперативно-товароведного. Сельскохозяйственный из: отдела полеводства, огородничества, садоводства и отдел животноводства. Ремесленно-кустарный техникум состоял из 6 отделений: слесарное; сапожное;  столярное; портняжное; ткацкое; переплетное. Педагогический техникум включал 2 отделения  школьное,  дошкольное.

В период  становления новой власти большое внимание уделяли ликвидации безграмотности среди женщин. При ЛУГе была создана школа ликвидации неграмотности. Немного позднее был создан кружок шитья и т.д. Также, в соответствии с постановлением Кабардино-Балкарского исполкома от 10 сентября 1925 года, в состав ЛУГа вошли 4 окружные сельскохозяйственные школы: мало-кабардинская, урванская, баксанская, балкарская. Эти школы были интернатного типа с семилетним курсом обучения. Постепенно становится необходимым открытие при учебном городке интерната для сирот на 30 мест. Немаловажную роль в структуре ЛУГа играл и пионердом, который представлял собой школу I и II ступени. При пионерском доме также работали сапожная, слесарная, столярная и переплетная мастерские.

Важнейшие сведения и наиболее полная  информация о деятельности ЛУГа находится в УЦГА Архивной службы КБР.  Фонд «Ленинский учебный городок» (Р-188,оп.1), в состав которого входят документальные материалы  охватывающие период с 1923-го по 1932 годы и их содержание, как нам известно, широко использовался исследователями в 1970  годы. В состав данного фонда входят  приказы Ленинского учебного городка, протоколы заседаний ЛУГа, акты обследования школ, годовые планы и отчеты, протоколы заседаний приемной комиссии, педсоветов, статистические сведения о количественном, национальном, возрастном составе учащихся, журналы учетов движения учащихся,  и общих собраний преподавателей и курсантов, итоги практических работ курсантов Ленинского учебного городка. За 1923 год сохранились только приказы.

Наиболее полно представлены документы за 1925-1927 годы это достаточно богатый увлекательный материал. В деле 74  ф. Р-16, оп. 1 «Акты по обследованию школ, планы отчеты о работе отдела народного образования за 1925-1926 учебный год, список учителей области» (л.30). В нем приводятся статистические данные народного образования в хронологической последовательности, рост количества учителей и учащихся соответственно в 1923-24г.г. в Ленинском учебном городке было 15 учителей, учащихся 150; в 1924-25 г.г. насчитывалось 32 учителя, учащихся 264; а в 1925-1926 г.г. рост учителей составлял  75, учеников 1015 человек.  

         По данным этого документа мы можем наблюдать рост количественных показателей, как среди учителей, так и среди учащихся. Внедряя всеобщее массовое образование в население, которое осуществляли тогда работники образования, можно только представить, насколько трудоемкой, объемной и тяжелой была их работа по осуществлению основной цели, они самоотверженно и добросовестно, с полной самоотдачей трудились, следуя заветам своего вождя.

В документах имеется интересный материал пофамильный список тех педагогов, которые на тот момент работали в ЛУГе. В деле 2, оп.1 фонда Р-188  это протокол № 34 «Заседания школьного коллектива преподавателей Ленинского учебного городка» от 12.09.25 года, где рассматривались на повестке дня вопросы: 1. окончательное распределения курсантов и курсанток по группам техникумов; 2. прикрепление преподавателей к группам и 3. распределение классов.

Далее по тексту документа:

Сельскохозяйственный техникум :

С.Ф.Мазурин 19 уроков, заведывание техникумом и кабинетом;  

 Архангельский В.Н. 19 уроков и заведывание естественным кабинетом;

  Олихейко С.Ф. 19 уроков русского языка и естествознания;

  Шамиева 14 уроков естествознания;

  Архангельский Ф.И. 15 уроков математики;

  Башлоев 10 уроков родного языка

  Маревичев А.В. 3 урока физкультуры

  Бадулин 5 уроков Садоводства огород. и пчеловод.

Остается не заполненным 1 урок шелководства, 3 урока физики и 3 урока химии.

Педтехникум :

Воронков И.Н. 13 уроков русского языка и заведывание техникумом

Мазурин Т.В. 19 уроков русский язык

Цагов Н.А.      8 уроков родного языка

Бейтоков М.М.  8 уроков родного языка

Шуйский И.И.13 уроков естествознания

Нигматулин С.Х.14 уроков естествознания и физики

Архангельский Ф.И. 5 уроков математики

Дилигенская А.И.6 уроков математики

Неживой В.Ф. 13 уроков обществоведения

Предит А.Д. 5 уроков экономгеографии

Предит А.Д. 4 уроков обществоведения

Щербович Е.В. 6 уроков методика практики политпросвет работы

Яковлев 4 урока педологии и педагогики

Маревичев А.В. 8 уроков физкультуры и методика кул.

Варлыгин М.Г. 8 уроков математики

Шамиева 7 уроков обществоведения

Не заполнено: 5 уроков математики во внешкольной гр.

6 уроков  естествознания

7 уроков Методики предметов и практики.

Кооперативный техникум:

Крымцев  В.Ф.22 урока математики

Смирнова А.К.16уроков обществоведения

Дилигенская  А.И.13 уроков русского языка

Воронков И.Н.4  уроков       ___---____

Шуйский И.И. 4 уроков товароведения

Милованова 12  уроков естествознания

                        9 уроков родного языка.

Не занято: 6 уроков товароведения, 4 урока теория кооперации 13 уроков счетоводства.

Совпартшкола:

Померанцева Е.Б.12 уроков обществоведения

Предит А.Д. 10 уроков экономгеорграфии

Воронков И.Н. 6 уроков русского языка

Стекольников К.С.18 уроков обществоведения

Неживой В.Ф. 12 уроков  обществоведения

Шуйский И.И.5 уроков естествоведения

Орлова М. В. 6 уроков русский язык

Орлова М. В. 6 уроков естествознания

Орлова М. В. 8 уроков математика

Олихейко А. 18 уроков русского языка

Цагов Н.А.    8 уроков родного языка

Варлыгин М.Г. 12 уроков математики

Не занято 5 уроков естествознания 8 уроков математики.

3) Распределение классов:

Сельскохозяйственный техникум занимает 3 класса в подвальном помещении. Педтехникум  во 2 этаже 3 класса №№ 10.12.17. Кооперативный техникум 3 класса №№ 19,20.21. Совпартшкола 4 класса в 1 этаже №№14,16,1. 13. Кустарно-ремесленная группа помещается на 3-м этаже, в быв.рисов. классе.

 

 Председатель   Померанцев

Секретарь   Варлыгин.

 

По отчетным документам докладчики сетовали на малограмотность и слабые показатели уровня знаний после обучения. (Из годового отчета за 1925-1926гг (Р-188, оп.1,д.18 л22.)) В конце II триместра была выпущена одна группа, и две группы в начале третьего триместра. Всего 91 человек, однако, за такое короткое время невозможно было в полном объеме передать все необходимые знания и умения. Практических занятий для закрепления учебного материала тоже было недостаточно. Следует отметить, что выпуск первых курсантов Ленинского учебного городка был наиболее полноценным. Так как объем  времени отводимого на курсы обучения были уже увеличенными и при их выпуске они соответствовали всем требованиям,  существовавшим на тот период. Параллельно в  это время были, выпуски  рулевых трактористов они были краткосрочными.

В дальнейшем ЛУГ принимает ряд реорганизационных решений. Так, например, были созданы 2 комиссии преподавателей связанных с программами обучения и их прохождением. Одна - по общеобразовательным дисциплинам, а вторая - по  естественным  и точным наукам. Ссылаясь на документ из дела 2, (оп.1,ф.Р-188 л.17.) «Заседание Школьного Совета Ленинского учебного городка, состоявшееся 19 и 26 января 1926 года, где одним из вопросов на повестке дня был пункт 3. о формах связи с выпускниками докладчик /т.Булычев/ (Заведующий учебным городком.) .

 3. а) Создать бюро связи при Школьном Совете в составе 9 человек из следующих товарищей: Завучгором. т. Булычев, Зав. уч. – воспит. частью т. Щербович-Вечор В.В., Зав. СПШК –т. Федорова зав. техникумами т.т. Воронкова, Мазурина и Неживого, Зав. библиотекой т. Щербович-Вечор Е.В., от бюро ячеек ВКП(б) и РЛКСМ Шадова и Вакарева.

б) В недельный срок поручить бюро детально разработать план работы, предоставив таковой на рассмотрение и утверждение в заседании Школьного Совета-2 февраля с. г.

Председатель Булычев

Секретарь [Хведынич]»

Далее издается приказ ЛУГа № 49 от 17 февраля 1926 года  (Р-188,оп.1 д.30 л 47об.).

         Согласно приказу основной задачей данного бюро является постоянное поддержание связи с бывшими курсантами, вышедшими на работу в область, для того чтобы  «быть в курсе их работ, вовремя прийти тем или иным советом  на помощь, разъяснить встретившееся затруднение, вовремя дать ответ на тот или иной встретившийся в практике жизни и работы вопрос, одновременно с этим же организовать помощь каждому бывшему курсанту в работе по дальнейшему его самообразованию и, наконец, сохранить постоянную живую связь и общение выпущенных курсантов с учащимися всего Городка, связав таким образом еще теснее Ленинский Учебный городок с трудящимися населением сел и аулов Кабарды и Балкарии.»  Т. е.  встает вопрос об организации шефства над молодыми курсантами. А те, в свою очередь, должны были твердо и самостоятельно нести свое бремя по дальнейшему просветлению населения на местах.

Первыми выпускниками ЛУГа в 1926 году были курсанты Совпартшколы. В документе  дела (30 , л.17, ф.Р-188, оп.1) имеется приказ по управлению Ленинского учебного городка Кабардино-Балкарской  Автономной Области от 13 января 1926 года № 108  г. Нальчик.

«§1.В ознаменование первого выпуска Совпартшколы Ленинского Учебного городка, а так же дня сформирования Отд. Кабардинского Учебно-Кадрового национального взвода Рабоче- Крестьянской Армии 14 января с.г. в 12 часов дня назначается парад Ленинскому учебному городку.

§2. Парад принимать будут Обком ВКП (б) и ЦИК Области.

§3. Командовать буду я.

§4. Для парада построиться во дворе Главного Корпуса Учебного Городка по моему указанию.

§5. На параде присутствует Кабардино-Балкарская Областная Конференция РЛКСМ от которой Нацвзводу будет вручаться знамя.

§6. В парад назначается все свободные от наряда курсанты и курсантки, а также парткурсы и принимает участие Отд.Каб.Учебно-Кадровой Нацвзвод.

§7. Пионерам построиться отдельной колонной под руководством тов.Сергеева.

§8. Курсантам парткурсов по переподготовке прибыть на парад в полном составе под командой тов. Ляпина.

§9. Преподавателям адмхозсоставу находиться на левом фланге курсантов Учгородка

§10. Сбор всех назначенных для участия в параде назначаю точно 11час. 30 мин.

 Зав. Учебным городком  подпись /Булычев/

   В рид. Начканцелярии подпись /Хведынич/».

Эти торжественные мероприятия посвящались следующим выпускникам, с которыми мы имеем возможность познакомить наших современников спустя почти век пофамильно. В архивных документах имеется несколько материалов первый (ф.Р-188, оп.1,д.30 л.22)  приказ по Управлению Ленинского Учебного городка Кабардино-Балкарской Автономной Области от 18 января 1926 г. № 112 г.Нальчик § 11.Исключение из списочного состава и всех видов довольствия Городка с 19/ I – с.г., как окончивших курс 3 и 4 гр. Совпартшколы и далее список .

Второй наиболее полный, это тоже приказ (ф.Р-188, оп.1, д.30, л 25) по Управлению городка Кабардино-Балкарской Автономной Области № 115 от 21 января 1926г. г. Нальчик. § 3. Объявляется список курсантов и курсанток окончивших курс 3 и 4 групп Совпартшколы.

1.Олагиров Хажбара                                                35. Васильев Илларион               

2.Апшев Лаша                                                           36. Гувашев Темиркан                          

3.Батов Тамаша                                                         37. Туважоков Тита                    

4. Белимготов Булат                                                38. Езаов Мухажир                    

5. Боготов Шамиль                                                  39. Журтов Миша

6. Варквасов Хазис                                                  40.Кабардоков Кубати

7.Виндугов Жантемир                                            41. Кажаева Таужан

8. Гетажеев Харун                                                   42. Кардангушев Мурид              

9.Гоплачев Бара                                                       43.Карежев Хазис                      

10.Ерижоков Хусейн                                                44.Коков Кантемир                    

11. Жантогулов Абдулах                                          45.Кожуховская М.                    

12.Жугов Муазин                                                      46. Мамбетов Бекмурза               

13.Кажаров Мухадин                                                47. Маршанкулов Мурзабек         

14. Карданов Туган                                                   48. Петрова Елена                     

15.Калмыков Барасби                                               49. Пшеноков Михаил

16.Кишев Хабиш                                                       50. Рохаев Якуб

17.Коложоков Музакир                                            51. Савкуев Амирхан                           

18.Нагоев Хоати                                                       52. Чебоев Захар                        

19. Ораков Мажид                                                   53. Ченркесов Ишу                    

20. Пеков Хажмурат                                                54. Шогенов Галим 

21. Пшеноков Хазис                                                55. Шогенов Шахим

22.Текужев Жантуга                                                56. Шугушев Хазеша

23. Тхакахов Исуф                                                  57. Энеев Хашим

24. Урусов Харун                                                   58. Яганов Шахим

25. Хачетлов Хатакшуко.                                       59.Лебедев Петр

26. Шехалиев Дзадзу                                              60.Фашмухов Михаил

27. Абазов Нагой                                                    61. Водахов Хацук

28. Абазов Мисост                                                  62. Бейтоков Жуко

29. Атабиев Узер                                                    63. Бозиев Закирья

30. Ахаев Гери                                                         64. Налоев Шуго

31. Бакаев Михаил                                                  65. Амшоков Хамурза

32. Бахунов Магомет-гери.                                    66. Пьяница Матвей

33. Башлоев Мамыш                                               67.Цекишев Умар

34. Болотоков Хазеша                                             68. Шекихачев Пшикан.

 

Нет сомнений, что все они были достойнейшими людьми т.к. к вопросам кадров в системе того времени относились очень серьезно. Их фильтровали и отсеивали для формирования более твердого стебля для новой партии.

Молодые и амбициозные, (без иронии) целеустремленные и уверовавшие в новую систему - вот, что им предавало сил и энергии для достижения своих целей. Они внесли неоценимый вклад в развитие национального образования. Безусловно, это поколение заслуживает почет и уважение. Судьба уготовила им множество трудностей: гонения, репрессии, война, разруха, голод... Однако это поколение достойно пережило эти тяжкие времена, так как свято верило, что завтра будет лучше, чем  вчера. Это был один из девизов того времени.

Все вышеизложенные материалы - это лишь очень незначительная часть документов, хранящихся в Управлении Центрального Государственного архива АС КБР по ЛУГу. В архивных документах также много отчетных материалов о ходе процесса воспитательной работы. По мере привлечения молодежи к образованию постепенно происходило их приобщение к культуре и искусству, музыке. Открытие театральных кружков среди учащихся, проводилась клубная работа. Особое внимание уделялось проблемам медицинского состояния, проведение плановых медосмотров учащихся. Разработка различных проектов, положений по улучшению уровня образования и материальных условий, а также о проблемах строительства новых школ.

К сожалению,   в рамках одной статьи, невозможно охватить и передать все тонкие грани становления народного образования в Кабардино-Балкарии. Это тот огромный массив документов, хранящийся в Управлении Центрального Государственного Архива  АС КБР,  с  которым мы попытались  не углубляясь, ознакомить вас с первопроходцами обязательного массового образования Кабардино-Балкарии  в тот период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Горького, 13.

факс (8662) 76-04-26

e-mail: archives_kbr@mail.ru