Навигация:

Об Архивной службе

«ЛИЦО ЧИСТОЕ, ГЛАЗА КАРИЕ…»

«ЛИЦО ЧИСТОЕ, ГЛАЗА КАРИЕ…»

(документы УЦГА АС КБР о Кязиме Мечиеве)

mechiev1 

Документы управления центрального государственного архива Архивной службы КБР хранят письменные свидетельства о жизни балкарского поэта и просветителя, философа-гуманиста, основоположника балкарской поэзии и литературного балкарского языка Кязима Беккиевича Мечиева.

Род Мечиевых происходит из высокогорного аула Шики. Но сегодня на карте республики мы уже не найдем населенного пункта с таким названием - после депортации жителей в 1944 году село обезлюдело и больше не возродилось.

До революции Шики и другие соседние аулы административно входили в состав Безенгиевского сельского общества с центром в с. Безенги. В посемейном списке жителей Безенгиевского общества за 1886 год значится семья Мечиевых (в документе они записаны как Мочуевы). Главой семьи являлся Беки Хаджи-Мачуевич, у него четыре сына и пять «душ женского пола». Второй сын – 20-летний Касым (возраст приблизительный) – и есть будущий классик балкарской поэзии[1].

По призванию и образованию Кязим, закончивший духовные учебные заведения, был богословом, по роду деятельности – эфенди и кузнецом. Свою мудрость, свое мировосприятие он мог талантливо передать несколькими точными строками. Многие его стихи проникнуты верой в Аллаха, любовью к ближнему, сочувствием к беднякам.

 

Если труд твой земли не вращал жернова,

Если не был тебе каждый встречный что брат,

То мольбы бесполезны, напрасны слова:

Не удержит тебя мост над адом – Сыйрат!

 

В 1903 году Кязим Мечиев, будучи глубоко религиозным человеком, совершил свой первый (всего их было два) хадж в Мекку. Накануне этого события Мечиев в письменной форме обратился к начальнику Нальчикского округа с просьбой выдать ему соответствующее свидетельство «на увольнение в Мекку». Это заявление, составленное русским писарем от имени Кязима Мечиева, сохранилось в архивном фонде Управления Нальчикского округа Терской области.

Главная ценность документа в том, что он содержит подлинную собственноручную подпись Кязима Мечиева, сделанную на арабском языке.

Его Высокоблагородию

Начальнику Нальчикского округа

Жителя Безенгиевского общества 2 участка

Нальчикского округа Казима Мечуева

Заявление

Представляя при сем на распоряжение Вашего Высокоблагородия приговор за № 14, выданный мне Безенгиевским обществом об увольнении меня в город Мекку на паломничество, имею честь покорнейше просить Ваше Высокоблагородие сделать распоряжение о выдаче мне свидетельства о неимении препятствия к увольнению меня в город Мекку сроком на 6 месяцев, в чем подписуюсь своеручно по-арабски:

                                                                  Казим Мечуев /подпись по-арабски/

20 Декабря 1903 года

общ. Безенгиевское

Резолюция: «Выдать»[2].

Одновременно было подано прошение другого безенгийца, за которого также расписался Кязим Мечиев.

Для получения загранпаспорта требовался «приговор» сельского схода – своеобразное поручительство, в основном, о неимении недоимок по налогам. Приговор и заявление, оплаченное гербовыми марками, служили основанием для выдачи заграничного паспорта. При оформлении паспорта указывались приметы его владельца. Из них вырисовывается словесный портрет поэта - на тот момент еще не седовласого старца, каким мы привыкли видеть его на фотографиях, а 44-летнего молодого мужчины, «жителя Безенгиевского общества Казима Мечуева»: «Росту среднего, волосы, брови черные, лицо чистое, глаза карие, нос, рот и подбородок обыкновенные, особые приметы: на голове продольный шрам, на левую ногу хромой»[3].

Хадж завершился в мае 1905 года. Об этом говорится в уведомлении канцелярии начальника Терской области начальнику Нальчикского округа об отправлении паломников, возвратившихся из Мекки через Батумскую морскую врачебно-наблюдательную станцию. Среди паломников указан Казим Мачуев, сел. Безенгиевское[4].

Еще один интересный факт биографии поэта, уже из документов периода Первой мировой войны: в 1915 г. Хаджи Казима Мечуева избрали членом комитета Безенгиевского общества по оказанию помощи больным и раненым воинам.

«…Мы, нижеподписавшиеся выборные общества Безенгиевского… слушали циркулярное предписание… об организовании в нашем обществе комитета по оказанию помощи больным и раненым воинам. Обсудив настоящий вопрос и принимая во внимание, что в настоящее тяжелое время действительно необходима материальная помощь дорогим защитникам нашего любимого отечества, проливающим кровь и кладущим животы свои на поле брани, защищая целость и неприкосновенность нашего Великого Государства, мы с общего и непринужденного согласия нашего постановили: образовать в нашем обществе «Комитет Безенгиевского общества по оказанию помощи больным и раненым воинам», членами его избрать старшину нашего общества Тагира Баттаева, сельского писаря Николая Шиматырова, сельского эфендия Батарбека Датчиева, Мушукай Рахаева, Темира Жубоева, Саухал Султанова, Х. Казима Мечуева и Кубади Рахаева, которым и поручаем производить сбор добровольных пожертвований и деньги отсылать по принадлежности» [5].

Защитник справедливости, покровитель бедных и обездоленных, сторонник социальных перемен, с приходом революции Кязим Мечиев встал на сторону Советов.

Однако в 1929 году он был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа, правда, затем восстановлен в правах.

В протоколе заседания Комиссии по рассмотрению жалоб лиц, лишенных избирательных прав от 28 сентября 1929 г. записано:

«Слушали:

…63. Заявление гр-на с. Шики Балкарского округа – МИЧУЕВА Хазим Бекиевича. Лишен по ст. 15 п. «м».

Постановили:

…63. Принимая во внимание, что сын МИЧУЕВА погиб в Красной армии и гр-н МИЧУЕВ прекратил службу в мечети с 1923 г. и с этого времени занимается общественно-полезным трудом (кузнец) гр-на МИЧУЕВА в избир. правах восстановить»[6].

С приходом Советской власти народный поэт-сказитель Кязим Мечиев вступает в официальную писательскую организацию – Союз писателей СССР. 20 ноября 1939 г. ему в числе первых за выдающиеся заслуги в деле создания и развития национального искусства народов нашей республики присваивают почетное звание «Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР». Рядом с ним в одном списке – народный певец Амирхан Хавпачев, руководитель хора Александр Покровский, поэт Али Шогенцуков, режиссер Аскерби Шортанов[7].

В газете «Социалистическая Кабардино-Балкария» в предвоенные годы активно публикуются материалы о Кязиме Мечиеве, пропагандируется его творчество, выходят репортажи о литературных вечерах, стихи и переводы на русский язык. Как и все поэты того времени, он тоже вынужден был вписаться в рамки советской официальной пропаганды и посвятить ряд своих стихотворений достижениям Советской власти и прославлению ее вождей. В сборнике стихов «Ленин и Сталин в творчестве народов Кабардино-Балкарии» (1939) печатаются стихотворения Мечиева на балкарском языке: «Совет власть», «Биз», «Сталин», «Ленин». В том же году в национальном издательстве подготавливается сборник стихов Кязима Мечиева «Мени сёзюм» («Мое слово») с предисловием Керима Отарова. Машинописные рукописи обоих сборников сохранилась в нашем архиве[8].

Последние напутствия потомкам, предвидя скорый конец своей жизни, Кязим Мечиев написал в 1944 году будучи на спецпоселении в Казахстане. Эти стихотворения выражают горечь разлуки с родиной и то же время – надежду на возвращение, которое непременно придет.

 

В единстве – сила, только с ним мы обретем свой дом.

Народ мой, я прошу тебя не забывать о том.

Нам стойкими пристало быть – прошу тебя, пойми,

Что и в несчастье надо быть достойными людьми!

 

К сожалению, сам поэт больше не увидел величественных гор Балкарии. Он ушел из жизни в марте 1945 года.

20 сентября 2019 г. группе сотрудников Архивной службы КБР довелось побывать в родных местах Кязима Мечиева: Хуламо-Безенгиевском ущелье и бывшем ауле Шики. Находится он в неприступном месте, на огромной высоте – 2300 м, куда подняться дано не многим. Тем не менее, пешком преодолев большую часть пути, с помощью добрых людей и специального автотранспорта группа была доставлена на самый верх. Здесь, на вершине горы, в суровых, но необычайно красивых местах когда-то жил и творил великий поэт. Среди каменных развалин аула стоит дом-музей Кязима Мечиева, представляющий собой отреставрированную двухэтажную саклю. Внутри – домашняя утварь и предметы старины.

В книге отзывов архивистами была оставлена следующая запись: «20 сентября. День адыгов (черкесов). Очень рады были посетить музей К. Мечиева. Огромная благодарность местным жителям, которые встретили нас с большим гостеприимством. Красота Кавказа заключается в нашей тесной дружбе. От лица всех посетителей желаем Вам всего самого наилучшего! ПРОЦВЕТАЙ, КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ!».

Н.А. Бальжатова,

зав. сектором использования документов

и методической работы УЦГА АС КБР

 

mechiev22 

 

Автограф Кязима Мечиева. Арабский язык.

УЦГА АС КБР, ф. И-6, оп. 1, д. 592 т.2, л. 33.

 mechiev3 

Дом-музей Кязима Мечиева.

 mechiev4

mechiev5

mechiev6

 

[1] УЦГА АС КБР, ф. И-9, оп. 1, д. 13, л. 31 об-32.

[2] УЦГА АС КБР, ф. И-6, оп.1, д.592 т.2, л.33-33об.

[3]УЦГА АС КБР, ф. И-6, оп.1, д.592 т.2, л. 33об.

[4] УЦГА АС КБР, ф. И-6, оп. 1, д. 637, л.73.

[5] УЦГА АС КБР, ф. И-6, оп. 1, д. 881, л. 22.

[6] УЦГА АС КБР, ф. Р-71, оп. 1, д. 30 т.1, л. 42.

[7] УЦГА АС КБР, ф. Р-717, оп. 1, д.176, л.57 об.

[8] УЦГА АС КБР, ф. Р-276, оп.1, дд. 249, 211.

Полезные ссылки

uslugi 

Телефоны "горячей" линии
по антикоррупционной деятельности
АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ
тел: +7 (8662)42-45-79
тел: +7 (8662)42-45-85
Телефоны КРУГЛОСУТОЧНОЙ
"АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЛИНИИ"
ГЛАВЫ КБР
тел: +7 (8662)40-89-70
тел: +7 (8662)40-34-32

Адрес: 360000, г. Нальчик, ул. М. Горького, 13
Тел. +7(8662)42-46-04
Факс. +7(8662)42-46-04
archiv@kbr.ru
Прием заявлений и выдача справок гражданам:
понедельник, среда, пятница с 9:00 до 17:00.
Перерыв с 13:00 до 14:00

Сегодня 22

Неделя 42

Месяц 339

Всего 23037