Навигация:

Об Архивной службе

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ КОМПОЗИТОР И ДИРИЖЕР ( К 110 – летию А. Г. Шахгалдяна – заслуженного деятеля искусств КБАССР)

shahg1jpg                  

         Разнообразием, каким богата природа Кабардино-Балкарии, богато и ее народное песенное творчество. В песнях Кабардино-Балкарии - вся жизнь народа от глубокой древности до сегодняшних дней, от героического эпоса нартов, от трагических песен до светлой современной лирики, молодежных частушек, песен о новой жизни.

         В опоре на песенные богатства своего народа развивалось творчество композиторов Кабардино-Балкарии. Одним из них был композитор, дирижер Шахгалдян Артемий Григорьевич. Родился он в станице Прохладная (1910–1985 гг.) В 1928 – 1929 гг. учился в Ростовском музыкальном училище. В 1932 г. поступил в Московскую консерваторию, но из-за болезни прервал учебу и вернулся в г. Нальчик.

         С 1934 г. был руководителем художественного вещания Республиканского радиокомитета, заведующим музыкальной частью радиокомитета. В 1936 г. назначен дирижером симфонического ансамбля.

         В 1942 г. по поручению Совнаркома Кабардино-Балкарии Артемий Шахгалдян эвакуировал ценную аппаратуру радиокомитета в г. Ереван. Здесь 1942-1948 гг. работал главным дирижером Театра музыкальной комедии, дирижером симфонического оркестра Радиокомитета Армянской ССР.

         В 1948 г. вернулся в г. Нальчик и 10 лет был главным дирижером симфонического оркестра.

         С 1968 г. – главный дирижер оркестра Музыкального театра. Осуществил постановки первых в республике оперных и балетных спектаклей.

         Советский композитор, дирижер, пианист, публицист Дмитрий Борисович Кабалевский в журнале «Музыкальная жизнь» № 7 за 1970 г. опубликовал статью «Композиторы Кабардино-Балкарии», в которой он восхищается творчеством А. Г. Шахгалдяна: - «Артема Шахгалдяна я назвал «старшиной» кабардино-балкарских музыкантов. Он известен был не только как композитор, пишущий в разных жанрах, но и как талантливый дирижер и крупный деятель, усилиями которого кабардино-балкарская музыкальная культура обязана многими своими достижениями. В этот раз я познакомился лишь с несколькими небольшими его сочинениями – пьесой для квартета деревянных духовых инструментов, маршем на кабардинские темы для духового оркестра, и, показавшейся мне особенно удачной «Песней Партии», звучащей задушевно, искренне и поэтично.

        Но, если мне не удалось более обстоятельно узнать композиторское творчество Шахгалдяна, то его дирижерское искусство я имел возможность оценить в полную меру. Мне посчастливилось быть на открытии сезона только что созданного в Нальчике музыкального театра. Год назад, когда я был в Кабардино-Балкарии, театр этот лишь начинал из мечты превращаться в конкретный план. Было прекрасное здание, построенное к 50–летию Великого Октября, но своего театра еще не было. Сегодня мечта уже претворена в жизнь. В Кабардино-Балкарии есть свой музыкальный театр!

         Сезон был открыт балетом Сергея Прокофьева «Золушка». Публика, заполнявшая зал, - это были и взрослые и дети - горячо отзывались на все перипетии увлекательно поставленного спектакля. Отлично дирижировал спектаклем Артем Шахгалдян. Глубоко вник он в партитуру «Золушки», отлично понял и почувствовал капризный и в то же время поэтичнейший строй прокофьевской музыки. Невзирая на очень скромный по количеству состав оркестра, эта музыка прозвучала ярко и выразительно, став прочной основой всего спектакля».

         Перед каждым начинающим композитором почти неизбежно встает вопрос: какой жанр избрать для себя? Этот вопрос волновал и А. Г. Шахгалдяна. В 1956 г. Артемий Григорьевич написал свое первое музыкальное произведение – «Марш на кабардинские темы» для духового оркестра. Марш понравился слушателям, и он решил продолжить работу в области композиции. Две песни «Фаризат» и «Си нэ дахэ» (обе на слова Х. Хавпачева) скоро зазвучали в городах и селах республики. Это окончательно укрепило Шахгалдяна – дирижера по профессии – в мысли не оставлять музыкальное творчество.

         Счастливый удел композитора песенника - большая аудитория. Вполне понятно, что это ко многому и обязывает. Надо писать произведения, которые не просто нравились бы, но и воспитывали хороший вкус, развивали музыкальную культуру тысяч людей. Решать такую задачу и пытался Шахгалдян по мере сил возможностей.

         «Трудно передать чувство, овладевающее тобой, когда берешь карандаш и нотную бумагу. Здесь и ни с чем несравнимая радость творчества, здесь и глубокая тревога за судьбу своего детища. Запомнится ли оно? Будет ли жизнеспособным или зачахнет, не успев расцвести? Зато признание слушателей – лучшая награда, которую можно пожелать. Никогда не забудется, например, радость, охватившая меня после того, как «Университетский вальс», исполнявшийся впервые, слушатели потребовали повторить еще раз. Вальс этот на слова А. Кешокова писался к открытию КБГУ. В нашем высшем учебном заведении учатся и кабардинцы, и балкарцы, и русские, и осетины, и представители других национальностей. Нелегкая задача – добиться, чтобы музыка затронула в сердце каждого из них дорогие струны. Конечно, поработать пришлось много, но труд окупился сторицей», - говорил Артемий Григорьевич Шахгалдян.

         Затронули сердца многих слушателей такие его инструментальные произведения, как «Накулен» для квартета деревянных духовых инструментов, «Кабардинский марш», вокальные произведения «Муж» на слова Х. Хавпачева, «Пусть он знает», «Богатырские зерна», «Шахтерская лампочка» на слова А. Кешокова, «Влюбленный бригадир», «Свадьба с любимой» на сл. Ф. Балкаровой и многие другие.

         За большие заслуги в деле развития музыкальной культуры республики ему был присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств КАССР» (1948 г.), «Народный артист КБАССР» (1964 г.), был награжден медалью «За трудовую доблесть» (1957 г).    

         Скончался А.Г. Шахгалдян 26 мая 1985 г.    

         В УЦГА АС КБР находится на хранении личный фонд А. Г. Шахгалдяна, состоящий из 93 единиц хранения за 1953-1975 гг. В его состав входят: нотные рукописи, инструментальные произведения, марши, пьесы, вокальные произведения, народные песни в обработке А. Г. Шахгалдяна, переписка с композиторами, газетные корреспонденции о творчестве А. Г. Шахгалдяна и афиши концертов.

Источники и литература:

УЦГА АС КБР. Ф. Р-787. Оп. 1. Д. 1. Лл. 5, 18.

УЦГА АС КБР. Ф. Р-787. Оп. 2. Д. 27. Лл. 1-4.

                                    

                   shahg3jpg

 Шахгалдян А. Г. во втором ряду справа третий. Нальчик. 29 ноября 1959 г.

                                                                                                                                                     shahg2jpg

А. Г. Шахгалдян – народный артист Кабардино-Балкарии. 1962 г.

 

О. Н. Хурова

ведущий специалист-эксперт

сектора использования документов

и методической работы УЦГА АС КБР

Полезные ссылки

logotip 75let

uslugi 

Government

Телефоны "горячей" линии
по антикоррупционной деятельности
АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ
тел: +7 (8662)42-45-79
тел: +7 (8662)42-45-85
Телефоны КРУГЛОСУТОЧНОЙ
"АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЛИНИИ"
ГЛАВЫ КБР
тел: +7 (8662)40-89-70
тел: +7 (8662)40-34-32

Адрес: 360000, г. Нальчик, ул. М. Горького, 13
Тел. +7(8662)42-46-04
Факс. +7(8662)42-46-04
archiv@kbr.ru
Прием заявлений и выдача справок гражданам:
понедельник, среда, пятница с 9:00 до 17:00.
Перерыв с 13:00 до 14:00

Сегодня 39

Неделя 89

Месяц 39

Всего 33802